вторник, 24 августа 2010 г.

О СПОСОБАХ ЧТЕНИЯ

Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без освоения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний.  Для освоения этой необъятнои информации изобретены специальные технологии. Их задача — оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и её переработки.
Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации. Прежде всего, это различные носители. В данном случае мы будем рассматривать издавна используемые, достаточно универсальные и в принципе широко доступные носители информации печатные источники: книги, журналы, газеты.
Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с конспектированием. Какой же способ использовать в каждом конкретном случае?
В зависимости от той задачи, которую вы сами себе поставили на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий режим чтения.
Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:
• Углублённое чтение.  Этот способ предпола¬гает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинноследственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.
• Параллельное чтение.  При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения по занимающему вас вопросу. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.
• Выборочное чтение  предполагает избирательное знакомство с отдельными раздела¬ми текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.
• Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени оценить целесообразность более детального изучения этой книги или сразу выбрать нужный материал.
• Сканиирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

1 комментарий:

  1. Спасибо, Татьяна. Я тоже учу детей разным видам чтения.

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails