среда, 21 января 2015 г.

Незабываемая встреча.


20 января 2015– памятная дата в истории русской культуры. 8 января 1815 года (по новому стилю – 20 января) в стенах Императорского Царскосельского Лицея, в котором обучался А.С.Пушкин, на переводном лицейском экзамене (с младшего курса на старший) состоялась единственная встреча Державина и юного Пушкина. В присутствии Державина лицеист прочел свои «Воспоминания в Царском Селе», восхитившие патриарха русской поэзии. В память об этом событии Всероссийским музеем А.С.Пушкина, начиная с 1989 года, была организована научная конференция «Державинские чтения», с этого времени ставшая ежегодной и впоследствии получившая статус не только всероссийской, но и международной конференции.
В 2015 году, объявленном правительством России Годом литературы, со времени встречи Г.Р.Державина и А.С.Пушкина исполняется 200 лет. Торжественные мероприятия, посвященные этому событию, а также открытию Года литературы по традиции пройдут в Музее-усадьбе Г.Р.Державинаи в Музее-Лицее.


Первая и единственная встреча А.С.Пушкина и Г.Р.Державина
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
А.С.Пушкин

В. Г. Белинский называл Державина «не вовремя родившимся Пушкиным, а Пушкина – вовремя родившимся Державиным».

Всем известно, что Г. Р. Державин присутствовал на выпускном экзамене в Лицее, где и произошла встреча тогда уже великого писателя с не известным никому Пушкиным. Будущий поэт был на пике счастья оттого, что его слушал гениальный поэт предыдущего века.
«Державина я видел только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку написавшую «Водопад»… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подпёрши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы; портрет его, где представлен он в колпаке и халате очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

И. И. Пущин в записках своих о том же экзамене говорил об этом чтении Пушкина с большим волнением: «Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегает у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, но его уже не было: он убежал!..»

 Сильно взволнован был этим эпизодом и Державин. И, конечно, это не было только личною гордостью старого поэта, которого так горячо и открыто чествовали: это было ощущением радости, что у него есть достойный преемник, не уступающий ему уже и теперь в поэтически-возвышенном восприятии родины.

  За парадным обедом после этого экзаменационного торжества министр Разумовский сказал отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе». И опять Державин с жаром отвечал за отца: «Оставьте его поэтом!»

Не один раз вспоминает Пушкин встречу с Державиным, для него незабвенную:

И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой
И счастье мне предрёк, незнаемое мной.
Державин с большим интересом следит за первыми поэтическими опытами юного Пушкина. «Скоро явится свету второй Державин – это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - предсказывает старый поэт

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails