четверг, 8 сентября 2011 г.

900 дней мужества

У каждого города свое лицо, своя судьба, своя история. И не раз этот город менял имя: Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград. А сейчас снова Санкт-Петербург. И в День воинской славы мы поговорим о Ленинграде - блокадном Ленинграде.

История человечества не знала такой самоотверженности, такого мужества, какое проявили воины и жители Ленинграда, защищая город, находившийся в блокаде 900 дней (2,5 года город был окружен немецкими войсками), а это голод, беспощадный голод. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем. Ленинградцы выстояли!

Мы поговорим о тех, кто в нечеловеческих условиях, сражался, работал у станка, падая от голода и холода, кто ценой своей жизни спасал других. И, конечно, о детях блокадного Ленинграда. Когда сомкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей - от младенцев до подростков. Они росли в условиях голода и холода, под свист снарядов и бомб. Из ребят-старшеклассников создавались дружины ПВО, которые тушили на крышах зажигательные бомбы. Немцы разбомбили Бадаевские продовольственные склады, и через 4 дня вторично снизилась норма выдачи хлеба. За хлеб люди отдавали ценные вещи, драгоценности. Впоследствии блокадники мерилом воспитанности стали считать отношение человека к хлебу. Хлеб - это жизнь!

Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.


Несмотря на суровую обстановку фронтового города, было принято решение продолжить обучение детей, и в конце октября 1941 года 90 тысяч школьников начальных классов приступили к занятиям в бомбоубежищах школ. Никаких записей дети не вели. Учеба стала подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду. В школах было тихо, дети не бегали, изможденные бледные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни ученики, которые сидели в неотапливаемых классах в одежде, перчатках и головных уборах.

Девчонка руки протянула,
И головой на край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.


Наступил 1942 год. В школах объявлены каникулы. И в январские дни, когда взрослое население голодало, в школах, театрах, концертных залах для ребят были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Одна из юных жительниц осажденного города писала: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная. Правда, я почти не слушала пьесы, все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, и хлеб, и желе, и были очень довольны".

По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год,
Он в Ленинграде не заметен.


Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей-подростков. В 12-15 лет они выпускали автоматы, пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Для детей были изготовлены деревянные подставки, чтобы они могли работать за станками. Эти подростки выполняли по 1,5 нормы. Не было таких дел, в которых дети не принимали бы участие: расчистка чердаков, тушение пожаров, борьба с зажигательными бомбами, очистка города от снега, выхаживание раненых, выпуск оружия и боеприпасов. Всюду были задействованы детские руки.

Ленинград выстоял под гул взрывов фашистских бомб и снарядов. 900 блокадных дней вошли в историю как образец духовной, моральной, нравственной стойкости людей.

...Их имен благородных мы
Здесь перечислить не сможем,
Так их много под охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто.


Эти строки поэтессы Ольги Берггольц, которую народ назвал музой блокадного Ленинграда, высечены на обелисках и памятниках погибшим...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails